Наш первый велопоход
19-21 сентября 2003

Рождествено – Торновое – Чурокайка – Качкарный овраг – Бахилово – Молодецкий курган – Жигулевск
Автор отчёта - Сергей
Комментарии – Наташа
Комментарии – Андрей

А я сразу предлагал ехать в Лбище...

-- Мы здесь на "Призраке" очень гостеприимны. Мистер Ван-Вейден уже убедился в этом. Мы идем на все, лишь бы наши гости чувствовали себя как дома. Не так ли, мистер Ван-Вейден?
   -- Даже разрешаете им чистить картофель и мыть посуду, не говоря уже о том, что порой хватаете их за горло в знак особого дружеского расположения.

Джек Лондон. – "Морской Волк"

Когда Настя (еще летом) предложила осенью сходить в трехдневный поход, я с радостью согласился, будучи уверенным, что все равно ничего не получится (а я все же верила что у нас получится собраться, хотя препятствия возникали) – или погоды не будет, или кто-нибудь заболеет, или идея сама по себе затухнет, как это часто бывает (только не в случае с Настей). Но время шло, мы выезжали на покатушки и периодически возвращались к теме похода. Наконец, Настя назначила время Ч, Андрей подтвердил свое участие, Наташа отпросилась на работе (отпустили без проблем, даже не спросили зачем), меня тоже с удовольствием отпустили, и даже «Фобос» отказался показывать спасительное облачко в пятницу.

Если честно, то я боялась, что погода к выходным испортится, и поход придется отложить.

Я с ужасом понял, что шутки кончились, и пора отвечать за базар. Опасения были вызваны тем, что вот уже лет пятнадцать крутым экстримом для меня были шашлыки на даче, и мысль провести трое суток без теплого туалета очень расстраивала.

Но деваться было некуда, и весь четверг был убит на подготовку к походу. Двенадцать часов искал по магазинам железную кружку, правильную грудинку и сушеные бананы. Два часа собирал рюкзак.

У меня сборы проходили лениво, никак не могла начать складывать рюкзак. Все ходила по квартире, не зная за что взяться. В результате у меня получилось два рюкзака, большой с вещами и спальником и маленький с продуктами.

Кстати, когда Настя возмущалась размерами моего рюкзака (42 литра), она была не права. Оказывается, это очень мало. Половину приготовленной еды пришлось оставить (ах, как это оказалось правильно). Половину одежды тоже (ах, какой это оказалось глупостью). Привел в порядок велосипед (протер тряпочкой), подкачал колесо (забыв закрыть ниппель<хм... закрутить колпачок?>), и лег спать, надеясь на дождь с утра.

Утро выдалось солнечным (к счастью) и я понял, что все рубиконы сожжены и мосты форсированы.

Я вышла из дома примерно за час с небольшим. Думаю, пока привяжу рюкзак, пока доеду. Привязав рюкзак, решила прокатиться около гаража, еле села на велик, зад заносит. И слезать тоже сложновато, то гляди упадешь. Приехала раньше всех в 10.20. Мы договаривались на 10.45. Смотрю – подъезжает паром.

Еду на «Дно», сверяясь с часам и радуясь, как я успеваю тютелька-в-тютельку. Тютелькой мне по голове <мешком с ними>– я успел полюбоваться отходящим от берега военным паромом <он в лучших традициях продемонстрировал соответствующее место>. Друзья встретили дружелюбным молчанием и отправили за пивом, типа отметить удачное начало похода. Пивко оказалось славным, я был условно амнистирован и в теплой обстановке мы дождались следующей ходки парома. После того, как нас погоняли с велосипедами по парому, который два часа не мог отчалить, поход все же начался. Во время поездки Настя перекраивала в голове предстоящий маршрут, постоянно сокращая расстояние первого перехода (Мне в принципе было все равно 50, 40 или 30 км, зато Андрей просил чем меньше тем лучше. Ему вообще хотелось 20 км. <да мне вообще не хотелось!> Я не вмешивался, поскольку все равно дороги не знал. В итоге было принято решение ехать к ближайшей воде, а именно рукотворному озеру без названия (по времени мы больше никуда не успели бы).

Переход первого дня прошел относительно спокойно. Экипированы мы были вроде неплохо. Настя везла огромный багажный рюкзак – «штаны», очень плотно набитый. Наташа – два рюкзака: на спине и на багажнике. Мы с Андреем обошлись своими велорюкзаками – зачем нам столько косметики?

А вот это неправда. Мы с Настей везли очень нужные вещи: палатка, спальники, теплая одежда, еда. Кстати, кое-кто не подумал о том, что уже не лето, и теплые вещи проигнорировал <может, он был уверен, что замёрзнуть ему не дадут?>

От Рождествена через Торновое поехали вдоль ЛЭП. Ехали не спеша, пообедали на пеньках. Лес уже красивеет – зелень значительно разбавлена красными и желтыми волнами. Комарья нет, грязи тоже. Мне уже начало казаться, что идея похода не столь уж и плоха (Идея похода было замечательной изначально.). Наивный, я не знал, что ждало меня впереди.

Встреча была назначена на Дне.

Подъем в Торновом

Обед на пеньках

Пока еще не уставшие и радостные рожи

К озеру подъехали часам к семи, и Настя начала искать место для привала. Я же пошел обследовать озеро на предмет искупаться. Когда подошел к воде и увидел ее цвет, купаться расхотелось. Еще через пару секунд я понял, что именно эту воду нам придется пить.

Потом я немного пожалела, что не стала голосовать за поездку к ручью. Когда набрали воду в бутылки, она была очень неприглядная на вид, хотя и не пахла.

Решение было принято немедленно – едем еще десять километров до ручья. Когда я радостно поделился с коллективом этой идеей, меня молча осмотрели и начали ставить палатку. Я расстроился и начал делать колья для костра (У меня было даже предложение не готовить ужин, но меня никто не поддержал.) <война-войной, обед-обедом!!!>. Местечко, кстати, было славненькое – такая уютная ложбинка, до воды (так называемой) недалеко, закрыта от ветров и от славного тракториста, который до 10 (!) часов косил сено у нас над ухом (нарезал круги по полю).

Впервые в жизни попробовал готовить в котелке на костре. Настоящую полевую кашу (Каша получилась отменная!!!). Не знаю, насколько она получилась настоящая, но котелок отскребывать замучался. Кашка шла под водочку с коньячком, поэтому мысли о воде, на которой она варилась, отошли на второй план.

Коньяк я пила из крышечки, чем развеселила остальных. И особенно было весело когда содержимое крышечки я вылила в кружку и растянула это удовольствие на два раза <Да, Наташа основательно размазала всё по кружке и обрадованно заявила: «А у меня осталось!!!» Серёгу пришлось практически поднимать.>.

В начале спуска к Чурокайке.

В конце спуск достаточно крутой.

Костер, ужин, над головой Млечный путь...

Лесное озеро вечером

После ужина все сразу стало хорошо. Костерок, приятная компания, шубуршавчики (И хрустявщики, а так же Андрей начал рассказывать страшные истории, отчего нам с Настей стало жутко.) <я также заметил шуршунчиков – но их было на удивление мало, наверное, не сезон> вокруг полянки, звездное (обалденно звездное) небо. Но все хорошее кончается, и пора укладываться на ночлег. Путем заранее проведенных утомительных переговоров неправда, предварительных уговоров не было, был только разговор о том, кто и как будет спать) удалось убедить Наташу, что нам просто необходимо ночевать в состегнутых спальниках, и все настоящие туристы всегда так делают (если не холодно спать по одному то и не обязательно). Довольный, ныряю в палатку, предвкушая приятную ночь в объятиях симпатичной девушки. Коллектив выделил мне место у входа, сказав, что буду всех защищать, потому что у меня есть нож (они не знали, что я его уже посеял). Улеглись, поворочались и начали засыпать. Настя с Андреем довольно было затихли и засопели, а Наташа все не могла успокоиться. То локтем двинет, то руку мне выворачивает, то еще что-нибудь придумает <огласите весь список, пожалуйста – а то я начинаю её бояться>

Это все ложь, локтями не пихалась. Просто мне было тесно, и я пыталась хоть как-то высвободить себе жизненное пространство. К тому же рука у Сергея довольно тяжелая, и придавливает, так что дышать трудно.

Через час я, обиженный, отвернулся и попытался уснуть. Щас. Любезно одолженная друзьями палатка была заботливо снабжена вентиляционными щелями, каждая из которых успешно справлялась со своими обязанностями. Вот тут-то я и вспомнил оставленные дома свитер и трико. Вспоминал до полпятого утра, пока коллектив не спросил наконец, когда же я, мать-мать-мать, перестану крутиться и дам людям поспать. Пришлось объяснить причину своего неспокойствия. Меня тут же одели и я, наконец-то, уснул. Разбудили минут через пять (как мне показалось) и объявили, что ночь, в общем-то, закончилась и я должен идти мыть посуду (которую обещал вымыть, а главное отчистить котелок, который немного подгорел). Приобретенная за годы учебы привычка к утреннему нытью позволила поспать еще полчасика и отмазаться от мытья (Сергей, любите Вы немного приврать. Ты не ныл, просто спал. Нам с Настей было жалко тебя будить, и поэтом посуду пошли мыть сами). Выполз из палатки как раз к завтраку и с удовольствием отведал геркулесовой кашки с мюслями и сгущенкой. Мыть посуду после завтрака пришлось все же мне (о несовершенство бытия!) (ведь обещал все-таки).

Утром вся трава была покрыта инеем.

Утренний туман.

Палатка сливается с окружающей средой

Солнце давно высоко - пора бы и выезжать

Собрались, тронулись. Дорога пошла классная, русско-американские горки. После геркулеса ехалось легко, погода была отличная и настроение замечательное. Страшная ночь забылась, и я опять гармонировал с этим лучшим из миров. Скоро подъехали к асфальту, и мы с Настей сделали небольшой крюк в деревню Бахилово за водой (я еще покушать чуть-чуть взял) (бананы, которые очень хорошо ушли). Началась дорога по асфальту в гору. Навстречу ветру. Дорога, кстати, мне понравилась – вроде и асфальт, а вокруг лес (Да дорога очень красивая. Как бы уходит в небо вместе с лесом по краям). И машин немного. Но гора и ветер расстраивали (ветер был порой настолько сильный что тормозил даже при спуске с горы). Впрочем, я уже успел выучить, что каждый подъем компенсируется спуском и ласково поглядывал на дорогу, предвкушая, как завтра полечу по ней с ветерком (почти не ошибся). Мимо вонючей птицефабрики приехали к Молодецкому кургану. Настя начала нас пугать необходимостью поиска дров и трудностями с ночлегом, поскольку место довольно многолюдное, но быстро сама же и нашла нормальную полянку. А на соседней я нашел кучу уже заготовленных дров (явно ничьих), которые и реквизировал.

Перерыв на обед

Сонное царство

На Молодецком был жуткий ветрище

Еле успели поймать заходящее солнце

Определившись с местом ночлега, пошли на Молодецкий фотографироваться. Ветерок крепчал, но нас это еще не пугало. Поднялись на курган, сделали несколько снимков. Попросили проходящего мимо парня сфотографировать нас группой. К моему удивлению, он не кинулся бежать с фотоаппаратом, а вежливо выполнил нашу просьбу и вернул технику в целости и сохранности. Потом девушки пошли щелкаться на Девьей горе. Когда я к ней подошел, то понял, почему она так называется – действительно, удобное место для сведения счетов с несчастной девичьей любовью – гора может работать круглосуточно в две площадки. Девушки сфотографировались на обоих. Я не стал – кому интересна моя испуганная морда? После окончания фотосессии отправились к палатке, где Андрей уже развел костер. Ужин был классический – макароны с тушенкой. Коньяк похуже – тольяттинский. Ветерок – похолоднее, звездочек не видно. Посидели недолго и отправились спать. Андрей с Настей, как всегда, уснули сразу, Наташе опять не спалось.

Спалось и даже очень хорошо до тех пор, пока меня никто не трогал.

Я подумал: «Наверное, ей воротник жмет» (она была в вязаном свитере с высоким воротником). Решил поправить (и ничего мне не жало). Наташа тут же перебудила всю палатку криками: он меня душит! (А вот и нет, я не кричала, что меня душат, просто отмахнулась от тебя) Самое обидное, что Настя с Андреем поверили ей, а не мне. Несправедливо. <извени, закон на стороне женщин и детей> Обиженный, отворачиваюсь и пытаюсь уснуть. Но. Природа опять была против моего сна. Стихии скорбели вместе со мной, но, будучи не столь мужественны, выражали свои эмоции плачем и завыванием ветра. Часть кольев улетела (я, когда их делал, подумал: «А зачем нам толстые колья?»). Герметичность любезно одолженной друзьями палатки оставляла желать лучшего. Спальник в ногах промок, и я не мог их вытянуть. Согнуть тоже не мог, потому что упирался коленками в коллектив. Поэтому ночь я провел в непонятной позе, причем пару раз приходилось выходить забивать новые колья в палатку. Естественно, в результате такой активной ночной деятельности, я был вынужден освободить себе толику жизненного пространства. Поэтому претензии типа: «Почему ты один занимаешь полпалатки?» я считаю несправедливыми.

Сергей за ночь умудрился всех прижать к противоположной стене палатки, точнее к стойке, которая стояла в другом конце. В результате тесно было спать всем. Помимо этого Сергей напугал Настю своей рукой, так что досталось всем <получил заслуженное обзывание «Спрут»> Зато под утро выяснилось что справа от Сергея лежит целая нетронутая пенка на которой преспокойненько покоится его рюкзак <ну спал он там – Серёга его любит>. И стоило всех теснить? .

Уснул опять в полпятого, разбудили опять рано и отправили... куда? Правильно - мыть посуду. Как будто я дома не мог посуду помыть. Позавтракали опять же геркулесом и двинулись в обратный путь.

С утра, пока все занимались работой, я пошла фотографировать волны, которые разбивались о скалу. Прыгала я там около этого скального выступа довольно долго, но, к сожалению, должного результата не добилась. Так и не смогла поймать нужные моменты. Но все равно получились достаточно хорошие фотографии.

Первые пара километров шли в гору, но бушевавший ветерок очень помогал (пока дул в спину) . Отдельные порывы буквально толкали, можно было не крутить педали. А потом начался спуск. Под углом 90 градусов к первоначальной дороге. Я этого не учел, да и ветерок притих. Радостно ринувшись под горку, я уже было открыл рот, чтобы заорать какое-нибудь «й-е-х-у-у-у», как фортуна повернулась ко мне затылком. Ехал близко к обочине, а там вечно всякие неприятные бугорочки. На одном из них не то чтобы подскочил, но ослабил контакт с асфальтом. У тут слева к-а-а-а-а-к дуванет!. А у меня за спиной рюкзак со свернутой пенкой и спальником, то есть парусность большая. В общем, снесло меня в кювет как пушинку. Жизнь перед глазами не мелькала. Мысль работала четко – либо лобовое столкновение со столбом, либо падение. Профессионал, может, нашел бы и третий вариант, например, удержаться на колесах, но это не наш метод. Я выбрал второй путь и успел завалиться налево, оберегая петух. Летел славно. Метра два. Поднялся на ноги с очень плохим настроением. Быстренько осмотрелся – вроде цел, потом перешел к более детальному анализу. Конечно, немного побился и кожу содрал, но в целом – неплохо, спасло то, что не успел как следует разогнаться. Тут же подбежала Наташа с йодом и жаждой мести в глазах – она расчитывала выспаться в походе (гы-гы). Я был безжалостно обработан йодом и мы продолжили нелегкий путь домой.

Как летит Серега - видела только я. Он в одни миг оказался на земле. Велик в одну сторону Серега в другую. Я уже начала думать что он себе что-нибудь сломал. К счастью все обошлось.

Веселого возвращения под горку не получилось. Дорога, в общем-то, шла под гору, но ветер дул в лицо и сбоку. Даже Настю немного водило по сторонам – она везла «штаны».

Спуск до Жигулевска я запомню надолго. Холодный сильный ветер в лицо, продувает насквозь. Удовольствия от спуска никакого, ветер гасит скорость практически сразу.

До вокзала в Жигулевске приехали слегка уставшими. Там допили коньячок и почти доели остатки еды (зачем было столько брать?) (у меня остались нетронутые печенья). В электричке удалось немного поспать и отдохнуть.

Утром на Жигулевском море был настоящий шторм

Да еще и холодрыга

Йодовое отомщение ночному мучителю-душителю

Последняя бутылка коньяка ушла на вокзале Жигулевска

Домой попали уже в темноте. Обменялись смс-ками и звонками: дома, все в порядке. Лично я сразу по пиву и в ванну.

Славненько прокатились, я считаю.

Да поход я считаю удался. Вроде бы все получили что хотели. Сергей – поел. Настя – покаталась. Андрей – поспал в палатке <протестую, Ваша честь! Я хотел не поспать в палатке, а заночевать – поставить лагерь, приготовить еду, посидеть у ночного костра. И был готов заплатить за это приплющиванием к стойке>. Я залезла на Молодецкий курган. Попав туда через столько лет, меня одолела ностальгия. Сразу всплыли в памяти воспоминания о наших первых походах с родителями в кругосветку.

Надеюсь, мы обязательно повторим.

Палюбому!!!

Спасибо всем, что смогли, и особенно Насте, что всё организовала.